Матрица Управления Счастьем

Предварительная коммуникация к ЭМ: "Персональная мифология".

(Авторский курс Профессора СОНГ ПАРК.  "Эволюционный диалог - диалог с собой, диалог с миром".)

            Слово «Диалог» происходит от др.-греч. Διάλογος «разговор, беседа», далее из διά «через; раздельно» + λόγος «слово, речь, разум; мнение» ( восходит к праиндоевр. *leg- «собирать»).

            В процессе познания человек неизбежно сталкивается с вопросом: «Кто есть тот, кто исследует реальность?» Так начинается внутренний диалог, ведущий к знакомству с собой, к самопознанию.  Человек рано или поздно приходит к необходимости разобраться в понятиях и утверждениях, на которых основано его мировоззрение и восприятие мира. Чем полнее, яснее и точнее будет этот процесс, тем гармоничнее станет сначала внутреннее состояние человека, а затем и его внешняя деятельность.

            Чем больше у человека ограничений, иллюзий и ошибочных суждений, тем больше у него напряжений, дискомфорта, боли, страданий и неудовлетворённости.

            Общество создало религии, чтобы отразить внутренний мир. Внешний мир люди исследуют при помощи науки. Через искусство - живопись, скульптуру, музыку - люди пытались соединить и выразить одновременно и внешнее и внутреннее. Но до сих пор не существует универсальных знаний, раскрывающих тайны человеческой души и устройства мира исчерпывающим и очевидным для всех образом.

            Мы живём в мире и времени, когда есть учения просветлённых существ, полностью постигших реальность. Они проливают свет на наше истинное изначальное состояние. Они показывают, что постижение реальности связано не с получением точной информации о мироустройстве или с техниками для достижения просветления. Они связаны с раскрытием нашего собственного изначального потенциала и выходом за пределы любых определений. Определения неизбежно ограничивают реальность, сужают её до понятий и слов, заменяя реальность набором концепций, смыслов и ценностей, неспособных передать всю ее полноту и бесконечность.

            Постижение реальности невозможно без участия ума, но ум - это лишь часть реальности. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью выйти за пределы ограничений, создаваемых самим умом. В каком-то смысле, ум тождественен реальности, подобно тому, как отражение в зеркале тождественно объекту, который оно отражает. Однако главный инструмент ума - мышление - встревает в наше мировосприятие и совершает бесконечные попытки подменить мир своим описанием.

            Возникает парадокс: инструмент постижения реальности становится его главным препятствием. Без совершенного инструмента невозможно постичь реальность, но инструмент этот не прост для управления и подчинения. В частности, для познания реальности мы создаём внутреннюю опору в виде Эго, относительно которого мы постигаем разницу между субъектом и объектом. Сама реальность не двойственна, в ней нет разделения на субъект и объект. Каждый из нас, являясь частью этой недвойственной реальности, является также недвойственным существом.

            Несмотря на это, внутри этой недвойственной природы есть более автономная часть, которая способна осознавать самоё себя. Эта «автономная часть» - наше физическое тело. Тело создаёт иллюзию ограничения. Внутренняя реальность как субъект отделяется от остальной реальности - объекта. Остальная часть этой реальности воспринимается как внешняя, неуправляемая и неосознаваемая. Так рождается иллюзия отдельно существующего объекта, который, в свою очередь, бесконечно дробится и разделяется на другие объекты.

            Вполне закономерно, что нам проще и легче осознать реальность внутри собственного тела и собственного разума, по сравнению с осознанием гигантской Вселенной и её обитателями. Это не значит, что Вселенная отделена от нас, но мы сами отделяем её на время посредством внутренних усилий ума для того, чтобы наше постижение мира стало возможным.

            Сознание, заключённое в тело, прежде всего пытается осознать это самое тело, идентифицируясь с ним и изучая его потребности. Оно пытается защитить тело от непонятного внешнего мира и для этого создаёт собственные границы.

            Так возникает идея «Я», вследствие чего тут же возникает и «не-Я» - другие люди и другие объекты.  Эта первичная «сверх-идея» начинает обрастать концепциями по мере постижения реальности и умственного развития человека, формируя пространство нашего Эго.

            Ни эта идея, ни возникающие из неё и вместе с ней концепции о себе не являются точным и исчерпывающим пониманием себя как целого.  Но они постепенно становятся центральной точкой отсчёта для построения отношений как с другими частями самого себя, так и с внешними объектами.

 

            Исключение объектов из внутреннего пространства неизбежно порождает бессознательное содержание, поскольку только внутреннее пространство воспринимается как область действия субъекта, обладающего сознанием. Это становится источником двойственного отношения к «внешнему» миру. Теперь он видится нам отдельным и никак с нами не связанным.

            Иллюзорная разделённость субъекта и объекта неизбежно порождает напряжение между ними. Субъект воспринимает объект (объекты) через призму возможностей энергообмена. Если обмен выгоден и благоприятен для субъекта, то объект видится позитивным и вызывает влечение, желание обладать им. Если же обмен невыгоден или разрушителен для субъекта, то объект видится негативным и вызывает отвращение, отвержение и желание избавиться от него.

            Соответственно, субъект стремится к позитивной стороне, а негативности выпадают из сознания и становятся содержанием Тени. В Тень вытесняются все неосознаваемые феномены переживаемой реальности.

            Для получения преимуществ перед другими субъектами человек пытается укрепить свое Эго, развить его, усилить и украсить. Человек принимает своё Эго за всего себя. В конечном счёте человек так много инвестирует в Эго, что начинает верить в его реальность, тщательно выбирая концепции, которые дополняют и совершенствуют начальную сверх-идею собственного Эго. По мере обретения желаемых качеств человек начинает идентифицироваться с ними.  Начинает верить в реальность этого «Я».

            Далее человек движется в сторону улучшения своей же идеи о себе, формируя идеальный или близкий образ, который собирает в себе наилучшие качества и устремления. Человек хочет стать этим образом, воплотить его, получить признание, выглядеть в соответствии со своими представлениями о наилучшем образце самого себя.

            Так зарождается Персона

            Человек не может до конца идентифицироваться с Персоной, исключая крайние случаи, когда отождествляет себя с ней. Привязанность к своим представлениям о Персоне приводит к соответствующим последствиям в жизни и в отношениях. Наделяя Персону наиболее желаемыми качествами, человек непроизвольно наделяет противоположные качества негативными характеристиками и отворачивается от них.

            В результате эти качества обретают свойства Тени: не видя их в себе, отрицая и раздражаясь, создается основа для внутренних напряжений. Обуславливаются реакции на эти качества.

            В то время как Персона обретает наиболее позитивные черты личности, Эго вбирает в себя то, с чем человек идентифицирует себя. Таким образом засвечиваются представления человека о себе, которые являются лишь частным вариантом из всех возможностей, но которые обретают относительную устойчивость и узнаваемость для человека.

            Чем ярче засвечиваем в себе Эго, тем гуще становится Тень, собирающая остальные черты и качества, отрицаемые вследствие определения в себе характеристик нашего Эго.

            Эго иллюзорно и образовано нашими идеями и концепциями о себе, поэтому чаще всего человек не осознаёт его, но при этом всегда исходит из него, а также образует соответствующую Тень из всего, что не включено в Эго или отрицается Персоной. Эго образуется из наших представлений о себе, оно является фокусом нашего обыденного сознания и продуктом работы ума.

            Персона становится парадным фасадом Эго. Эго и Персона - малые, но наиболее осознаваемые части субъекта. К примеру, Тень занимает больше пространства и энергии, чем Эго и Персона вместе взятые.

            Человек может не осознавать даже Эго и Персону, а уж Тень и подавно выпадает из поля зрения.

            Невидимость Тени делает её особенно могущественной и может сильно влиять как на внутреннее состояние, так и на поведение. Тень накапливает преимущественно отрицательно заряженные напряжения и её влияние вызывает в нас наибольший дискомфорт и раздражение. Поскольку мы не видим, не осознаём и не контролируем свою Тень, мы мало что можем сделать с напряжением, накапливаемым в ней.

            Единственным способом её разрядки является её проекция на внешние объекты, включая и людей, с последующей реакцией на её реальные или воображаемые проявления, которые приписываются этим объектам. Энергии, подавленные и захороненные в глубинах собственной Тени, вырываются наружу, выбивают из сознания и вызывают искреннее внутреннее возмущение и отвращение, но ошибочно принимаются человеком за внешние раздражители.

           Выражение эмоций, вызываемых собственными внутренними напряжениями, чаще всего бывает разрушительным или, по меньшей мере, неприятным. Такое выражение не только вредит отношениям, но и не приносит настоящего внутреннего удовольствия, хотя и даёт преходящее чувство превосходства и удовлетворения нашему Эго, придавая ему значимость и иллюзию силы. Невыраженные эмоции, по мере накопления и внутренних трансформаций, превращаются в источники болезней, старости и страданий.

            Энергии, связываемые Тенью, поглощают значительную часть жизненных сил. Идеи и концепции, отвергнутые из-за несоответствия идентификациям и ориентациям, ограничивают спектр возможностей для приложения ума. Там же оказываются многие способности и наклонности, проигнорированные или отвергнутые нашими Эго и Персоной из-за требований и давления внешней среды.

            Таким образом, мы подавляем и устраняем из поля осознавания и личностного проявления огромное количество факторов, которые могли бы обогатить внутреннюю жизнь и стать колоссальным ресурсом для расширения диапазона наших возможностей.

            Персона, Эго и Тень являются, по сути, сетью, сотканной из наших идей, мыслей и концепций о смыслах и ценностях нашей личности, в которую попадают наши эмоциональные энергии, обусловленные и ограниченные пространством, создаваемым этой сетью. Сама сеть сравнительно легка и практически невидима – как невидима рыбе рыбацкая сеть. Но вместе с застрявшими в ней эмоциями, напряжениями, непрожитыми переживаниями, подавленными чертами,  отвергнутыми желаниями и способностями её содержимое постепенно становится неподъёмно тяжёлым. Туда добавляются и все непереваренные мысли, чувства, ощущения, создавая «психическую свалку» полученных переживаний из всего, с чем мы сталкиваемся в жизни,но не интегрируем в свой жизненный опыт. Туда же попадают и старые сети, а также чужие сети, которые мы не признаём или считаем ошибочными.

            В результате содержимое становится сложным для извлечения, разбора и ассимиляции. Хаотичное переплетение разных по тонкости и назначению внутренних энергий и «сваленных» в одну кучу представлений образует непроходимые дебри подсознания.

            Образно выражаясь, разные по размеру и назначению рыболовецкие тралы переплелись намертво где-то в глубине, собрав и рыбу, и донный мусор. В море нашей Тени сбрасывается все, что поймали наши запутавшиеся сети подсознания. Вес этой Тени может не только стать якорем для нашего судна, но и при случае потопить его.

            Извлечение содержания Тени требует терпения, методичности и способностей к различению.  Оно подобно распутыванию клубка из запутавшихся и переплетённых нитей разной толщины и текстуры, в которые вплелись предметы самой разной формы и размеров.

            Если учесть, что все эти узлы и сплетения нитей сделаны из наших собственных отрицаемых и отвергаемых энергий, то становится ясно, почему немногие выдерживают испытание, предпочитая игнорировать Тень или маскировать её, пока хватает сил.  Когда сил уже нет, Тень разрушает нас изнутри, подрывая здоровье, молодость, сводит с ума и делает безысходно несчастными внутри и социально опасными снаружи.

            Это не означает, что Тень не разрушительна, пока у нас есть силы. Просто когда сил для подавления и сокрытия Тени становится недостаточно, дезинтеграция личности и деградация тела становятся экспоненциальными.

            Распознавание иллюзорности Эго, Персоны и Тени позволяет сравнительно быстро интегрировать Тень, выйти из-под контроля Персоны и гнёта Эго. Эго перестаёт отрицать Тень, а Персона перестаёт осуждать её.

            Возникает разрядка внутренних напряжений, приятие всех сторон своей личности, высвобождение колоссальных внутренних ресурсов и энергий.

            Осознание Тени позволяет ослабить напряжения, возникающие из отношений, в которых мы осуждаем и отчуждаем свои черты характера или манеру поведения, соответствующие нашим собственным теневым накоплениям. Мы перестаём соревноваться или резко осуждать кого бы то ни было, понимая, что наша реакция вызвана процессами в нашей собственной Тени и не имеет отношения к конкретным проявлениям других людей.

            Проекции и перенос теневых напряжений начинают распознаваться в самом начале, давая возможность осознать и высвободить их изнутри, без необходимости выражать их наружу.

            Выражение вовне наших теневых «накоплений» не разрешает проблем, а, скорее, умножает их, порождая все новые и новые поводы для Тени. Человек, на которого мы обрушиваем свои собственные теневые напряжения, как правило, не понимает происходящего и, в свою очередь, начинает отвечать нам тем же.

            Результатом является нарастание непонимания и напряжения, конфликты, взаимное отторжение и неприятие. Каждая сторона убеждена в своей правоте и продолжает провоцировать другую сторону, пока ситуация не доходит до кризиса или разрыва отношений.

            С другой стороны, признание в себе теневых черт и наклонностей позволяет более спокойно и терпимо воспринимать любые проявления другого человека и устраняет необходимость подчёркивать разницу, доказывать свою правоту и значимость.

            Это приводит к тому, что напряжения уходят, конфликты рассеиваются, отношения гармонизируются без требований и условий. В этом случае мы начинаем успокаиваться и расслабляться не потому, что мы добились изменений от других, а потому, что нашли корень и источник собственных напряжений.

            Процессы осознания содержания и границ собственных Эго и Персоны, интеграции Тени и распознавание иллюзорности всех этих компонентов нашей личности происходят на удивление быстро при условии постижения их природы и получения опыта недвойственного восприятия реальности. Но и при отсутствии такого опыта, на основе глубокого понимания сущности этих компонентов можно начать этот процесс и постепенно освоить методы для распознавания и интеграции.

            Для этого необходимо и достаточно изучить, усвоить и освоить методы Эволюционного Диалога.

При этом применение Эволюционного Диалога выходит за рамки этой троицы, ведь пространство Персональной Мифологии не исчерпывается ими.

            Почему именно метод диалога выбран как средство для самопознания?

            Человек незаметно для себя попадает под внутреннюю тиранию Эго, в сочетании с догматизмом и моральностью Персоны и невидимым захватом Тени. К этому добавляются также влияние особенностей психотипов и воздействие скрытых мотивов архетипов. Поэтому внутренний диалог происходит неэффективно, либо не происходит вообще. Эго раздаёт команды и указы, Персона судит и рядит, Тень действует вопреки командам Эго или правилам Персоны. Психотипы обслуживают Эго, а Архетипы контролируют Тень. При попытках разобраться во всём этом мы получаем искажённую, разобщенную и обусловленную картину.

            Только наладив диалог с каждой частью себя, а затем между этими частями, мы получим возможность увидеть и понять собственные иллюзорные структуры, управляющие нами.

            Мы пробуждаемся ото сна неведения и реализуем свой собственный потенциал, который свободен, ясен и полностью просветлён.

            Когда речь заходит об отношениях с другими людьми, не имеющими представления о мифологии, всё многократно усложняется, потому что приходится иметь дело ещё и с их «троицами»: мы непроизвольно начинаем выстраивать либо повелительный Эго-диалог, либо манипулятивный Персона-диалог, либо просто параллельные монологи – хаотичный диалог Тени, где никто никого не слушает и  каждый говорит о своём.

            Обращение к высшим силам вовне – Богу, Учителю, силам природы и т.д. не облегчает, а ещё больше увеличивает разрыв, поскольку эти силы не познаны и не видимы нам. Тогда возникают либо подчинительный диалог - тот же повелительный диалог, только наоборот, либо манипулятивный – чего-то выпросить или проиндульгировать, либо идет запрос на получение желаемого (выбраться из кризиса или заполучить что-то) любой ценой.

            Всё это происходит из-за отсутствия образования, помогающего наладить эффективное, продуктивное, равностное общение как с собой, так и с другими.

            Мы с детства учимся, прежде всего, на примерах. А примеров гармоничного, целостного, искреннего диалога мы в жизни практически не видим. Поэтому мне так важно было увидеть и сформулировать подход, способный научить людей эффективной коммуникации и гармоничному общению.

И это - Эволюционный Диалог (ЭДиал).

            ЭДиал возник спонтанно, в процессе поиска способов коммуникации между людьми, которые имели историю безуспешного общения. На основе наблюдений за основными повторяющимися ошибками у меня возникло предположение, что если строить диалог на условиях, исключающих или уменьшающих факторы риска, то можно успешно выстроить общение, при котором стороны могут услышать и донести до собеседника свою точку зрения.

            Многолетняя проверка основных постулатов подтвердила их практичность и полезность. Когда хотя бы один из участников диалога владел этим инструментом, результаты общения радикально менялись. Когда обе стороны могли предварительно познакомиться с этим подходом и получали помощь в проведении диалога, эффективность коммуникации значительно увеличивалась. Те, кто полностью овладевал методом ЭДиал, отмечали в результате улучшение и коммуникации и отношений.

            После успешной апробации для налаживания общения и повышения эффективности коммуникации между людьми, я стал применять те же правила и для внутреннего диалога с самим собой и всеми компонентами моей личности. Довольно быстро я обнаружил, что ЭДиал является мощнейшим инструментом не только внешней коммуникации, но и самопознания.

            Во время внутреннего диалога становится очевидно, как Тень, Персона или Эго стремятся перехватить инициативу, создают альянсы (обычно это альянс из Эго-Персона или Эго-Тень), блокируют третью часть. Такие диалоги заводят в тупик, подменяют его манипуляцией и бессмысленной болтовней.

            Ни одна из составляющих компонентов упоминаемого триумвирата не является реальной. Внутренние утверждения, исходящие от них, опираются не на реальность и знания, а на предположения и верования. Тем не менее, возникает необходимость наладить диалог с ними, как проявленными частями нашей самости и с собой как с целостным субъектом.

            Когда мы рассматриваем то, как проявляются Эго, Персона и Тень во внутреннем диалоге, то замечаем, что возникает различное внутреннее состояние и настроение.

            Если диалог ведёт Персона, то возникает позитивный вектор, направленный в лучшее будущее, где выявляются черты и качества личности, к которым следует стремиться, засвечиваются ценности, на которые следует ориентироваться. Персона хочет быть добродетельной, благородной, развитой и привлекательной.

            Если диалог ведёт Эго, то оно исходит из собственных идентификаций и вытекающих их них потребностей. Эго стремится к силе, власти, независимости и превосходству над другими Эго.

            Если диалог ведёт Тень, вскрываются внутренние напряжения, накопившийся дискомфорт, подавленные и отвергнутые негативные черты и качества личности. Тень находится под гнётом прошлого с его неразрешёнными внутренними проблемами, обидами, эмоциями, непереваренными переживаниями, неосуществлёнными желаниями, подавленными страстями.

            Во внутреннем диалоге следует разделять монологи Тени, Персоны и Эго, иначе возникает путаница и неразрешимые клубки проблем.  Но каждому из них следует дать право голоса, как бы тяжело это ни давалось. Все части нашей личности должны быть интегрированы в единое целое, освобождены от напряжений, противоречий и конфликтов. В противном случае мы неизбежно начинаем проецировать всё это наружу, на всех кто попадает нам под руку, порождая негативные последствия, усложняя отношения и содавая разрушительный эффект.

            Для того, чтобы все голоса были представлены и в тоже время управляемы, в ЭДиал есть три группы условий:

1) предварительные; 2) необходимые; 3) достаточные.

            Научившись применять их для себя, мы можем затем успешно применять и для разговора с любым человеком. Мы также можем увидеть и понять, почему у нас с кем-то не складываются разговор или отношения. 

            Например, предварительные условия включают искренность, потребность и открытость.

            Искренность – это самое первое предварительное условие Эволюционного Диалога. Если мы не настроены искренно на самопознание в-целом или разговор на какую-то тему в частности, то диалог становится фикцией и пустой тратой времени. К сожалению, многие люди вступают в разговор неискренно, и даже мы сами неискренни, когда хотим разобраться в себе. Это приводит к манипулятивному подходу, когда собеседник всего лишь ищет личной выгоды.

            Вторым условием ЭДиал является потребность. Иногда люди пытаются делать то, что им посоветовали или от них потребовали, но при этом у людей совершенно отсутствует потребность в данном действии, либо эта потребность не осознается. Отсутствие потребности лишает мотивации и вызывает сопротивление. Например, человек решил позаниматься физически, выбрал время, но чувствует, что нет потребности. Если всё же человек упорно настаивает на действии, то постепенно может возникнуть всё увеличивающееся сопротивление, в виде нежелания идти в спорзал, отсутствия настроя или банальной лени.

            Потребность можно выявить или вызвать, но если этого не сделать, то действие вряд ли станет эволюционным.  В лучшем случае – усилие, в худшем – насилие над собой. Устойчивость значимой потребности зависит от контекста, который мы осознаём или видим за каждым действием. А контекст не возникает автоматически, он требует осмысления и настройки видения.

            В разговоре с другими также лучше с самого начала выявить или попробовать создать потребность в беседе на заданную тему. К сожалению, мало кто имеет достаточно внутренней культуры или внешнего воспитания, чтобы применять это правило на практике.

            Большинство людей хочет, чтобы разговор на нужную им тему состоялся, невзирая на желание или состояние вовлекаемого в разговор собеседника. Отсюда же и навязывание своих мнений или озвучивание утверждений без запроса со стороны собеседника или группы. Тем самым обесценивается даже полезная и важная информацию. Если же говорить о пустых мнениях или информации, не являющейся знанием, то это вызывает раздражение и сопротивление.  Эта реакция приводит к удивлению говорящего, так как он не осознаёт происходящего и навязывает свои мнения, ценности и верования, полагая, что тем самым творит добро и «причиняет» пользу.  В действительности, говорящий вносит дисгармонию и попросту неосознанно самоутверждается.

            Когда мы вступаем в диалог искренне и с обнаруженной потребностью, нам надо быть готовыми к открытости того, что мы услышим или поймём в процессе диалога.

            Это касается и диалога с самим собой, ведь могут обнаружиться самые нелицеприятные вещи. Требуется мужество для того, чтобы увидеть «всё как есть». Требуется мудрость, чтобы принять и понять всё своё содержание. Ведь далеко не всё там окажется совершенным и прекрасным.  Мы можем открыть в себе неприятные даже для нас черты, поднять в себе переживания, сопряжённые с большой степенью дискомфорта, ощутить отвращение и напряжение от соприкосновения с некоторыми своими сторонами. Открытость позволяет осознанно интегрировать все части своей психики без необходимости применения каких бы то ни было действий... 

            Подробнее об этом и многом другом вы узнаете и на практике освоите эффективные методы для качественной повседневной коммуникации с собой и с окружающим миром, пройдя авторский курс Сонг Парк под названием «Персональная Мифология».

(Спасибо, Ольга Алекссенко, за редактирование статьи!)

E-mail me when people leave their comments –

You need to be a member of Evolutionary Life Style - Эволюционный Образ Жизни to add comments!

Join Evolutionary Life Style - Эволюционный Образ Жизни